Nabivka.png

Набивка – древний вид декоративно-прикладного искусства, зародившийся в Египте. Наиболее старые сохранившиеся образцы изделия датируются IV веком нашей эры, их обнаружили в 1894 году в детской гробнице Панаполиса на родине данной технологии.

В Россию техника изготовления набивных тканей пришла ориентировочно в X веке, а массовое производство началось в XVIII столетии. В Европе этот способ обработки ткани обрел популярность в Средние века и повсеместно применялся до XIX века, на который пришлось изобретение тканепечатной машины.

Технология набойки применялась в изготовлении рабочей одежды и подкладок, а также для имитации дорогостоящих бархатных и парчовых полотен. Позже она заняла нишу в производстве обивочных материалов, платков, платьев, а также многих других видов повседневной и праздничной одежды для мужчин и женщин.

Технология набивки ткани

Суть методики заключается в нанесении оттиска на ткань путем удара по деревянной форме специальным молотком киянкой. Для создания узора используют заранее окрашенное полотно. Издавна штамп изготавливался  вручную, поэтому четкость рисунка в значительной мере зависела от профессионализма мастера. Позднее для создания более тонких граней основу начали дополнять медными пластиками или проволоками.

Сегодня набойные доски выпускают на станках, вырезающих заготовку по нарисованному на компьютере макету. Но в некоторых регионах России по сегодняшнее время можно встретить мастеров, продолжающих давние традиции ручной резки.

В-цехе-ручной-набойки.jpg

 Мотивы   рисунков

По типу композиции современные и старинные рисунки подразделяются на два вида: геометрические и растительные.

Чаще всего на изделиях, оформленных методом набойки ткани, встречаются кружочки, квадратики, треугольники, горошинки и прочие фигуры, которые рисуют обильно или редко.

В народном творчестве пользуются успехом «звездочки», размещаемые на полотне в хаотическом порядке или объединяемые по вертикали с вертикальной цветной полосой. Изображение выделяется оригинальным переливанием цветов, которые сочетаются с более мелкими узорами. Это придает полотну чувство динамичности и торжественности. Более крупные элементы направлены на формирование определенного художественного образа, а основу в таких изображениях составляют орнаментальные мотивы.

Широкое распространение получили композиции из тонких полос, разделенных ромбиками, кружочками, квадратиками или иными орнаментальными мотивами. Такие комбинации позволяют создавать уникальные орнаментальные мотивы с разной вариацией размеров полос и характером рисунка. Для большего разнообразия можно использовать симметрию параллельных полос в вертикальном порядке, позаимствованных из орнаментальных мотивов, а также прямых и волнообразных линий.

Растительный орнамент обрел популярность в народном стиле. Визуальные букеты делают из малых и больших цветов, листьев, веток. Часто дизайнеры прибегают к плавным переходам стеблей растений в волнистые ветви, на которых (одном или обоих концах) изображаются разные виды растительности. В сочетании с полосатыми мотивами такие рисунки создают гармоничные композиции. Популярностью пользуется имитация разводов с геометризированным цветком по центру рисунка, такой эффект достигается за счет сложных мотивов.

Отдельного внимания заслуживают набивные платки, в которых центральная композиция объединяется с каймовой или сетчатой. По центру плоскости располагаются цветочные мотивы по шахматному принципу, окружаемые крупными цветами на широкой кайме. Сочетание малых и больших цветов добавляет стильному образу энергичности.

Инструкция по ручной набивке ткани

Набор для создания орнамента состоит из следующих элементов:

  • Акриловые краски. Подходят материалы трех производителей: decola (Россия), textile art (Венгрия) и pebeo (Франция). Краски decola смешиваются с разбавителем этой же фирмы, поскольку имеют густую консистенцию. Материал textile art принадлежит более дорогому сегменту, но медленнее сохнет на набивочной доске и легче очищается на ней. Фирма pebeo предлагает богатую цветовую гамму, но возможно вас не устроит жидковатая консистенция и небольшой объем баночек.
  • Штамп для печати. Нужно использовать индийскую доску из паллисандра или лакированный штамп из фанеры. Заготовки с обработкой лаком не впитывают краски и легко подвергаются очистке. Индийские изделия лаком не покрываются, поэтому нуждаются в моментальной отмывке после завершения процедуры нанесения оттиска. Плюс их нежелательно использовать с красками decola.
  • Ткань. Лучшим решением будет натуральное полотно из хлопка или льна. Благодаря гладкой текстуре на хлопчатобумажной ткани получаются более четкие рисунки.
  • Ненужное одеяло. Мягкая основа понадобится для создания более точного изображения.
  • Губка для посуды. Лучше применять куски губки размером около 2х2 см.
  • Посуда с бортиком. Чашка, тарелка или иная емкость, препятствующая вытеканию жидкости.
  • Утюг. Применяется на завершающем этапе для лучшего впитывания красок.
  • Зубная щетка. Необходима для мытья штампа.

Порядок набивки ткани

naboyka_na_tkan.jpg

  1. Постелите на жесткую поверхность старое одеяло или иную мягкую ткань, устраните помятости.
  2. Тщательно погладьте кусок ткани, на которой будет изображен рельефный рисунок, и наложите его на подкладку.
  3. В емкость с бортиком вылейте чайную ложку краски и смешайте с несколькими каплями разбавителя. Тщательно смешивайте жидкость до достижения однородной консистенции.
  4. Кусочек порезанной губки пропитайте краской с небольшим усилием, чтобы средство проникло в толщу на 3-4 мм. Не допускайте образования сгустков на поверхности губки, поскольку они сделают рисунок размытым.
  5. Для окрашивания штампа пройдитесь губкой по узору легкими нерезкими движениями с небольшим давлением, обязательно делайте это снизу вверх. Убедитесь в отсутствии сгустков и пузырей, которые могут привести к нечеткому рисунку.
  6. Окрашенную доску прислоните к поверхности ткани на 2 секунды с незначительной нагрузкой. Для большей точности изображения ударьте по печатке молотком. Снимайте штамп строго вертикально, чтобы не размазать краски и не оставить следы штампа. Перед последующим нанесением оттиска заготовка окрашивается повторно.
  7. По завершении комплекса работ оставьте полотно на 2-3 часа для естественной просушки, после чего закрепите результат с помощью утюга. Сначала ткань гладится с изнаночной стороны, а потом с лицевой. Если на подошву утюга перенеслась краска, значит она не до конца высохла на полотне.
  8. Промойте доску для набивания в теплой воде с помощью зубной щетки и моющего средства. Не следует очищать поверхность под большим усилием, чтобы не повредить элементы рельефа. Промытую печатку оставьте сохнуть на боку для отвода всей воды. Не сушите заготовку на батарее.

Изделия из набивных тканей нужно стирать в деликатном режиме как обычные текстильные изделия из натурального полотна.

Для покупки материала обращайтесь в компанию Vulkana. Мы занимаемся производством и продажей ткани из длинноволокнистого хлопка, выращенного на полях Индии.